Культура Китая восходит
к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных
и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные
войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура
Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности,
сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков
неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения
зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные
памятники культурного наследия Китая. Каждая из культурных эпох тесно
связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями
данного исторического периода и представляет собой определённый этап
развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История
и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III
в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и
династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III
–IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий
и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая
X –XIV вв.
включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также
период монгольских завоеваний и правления династии Юань. Культура Китая
XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а также период завоевания
Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин. Обилие и разнообразие
керамических изделий – от бытовой посуды до жертвенных сосудов – и их
техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла,
несомненно, выше яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные
кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.
Письменность.
Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество
вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие
китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и
первоначальное развитие иероглифической письменности.
Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых
дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге,
впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента
писчий материал перестал лимитировать объём письменных
текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь. Для передачи всего
богатства китайского языка применялись
знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее
большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения
предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия.
Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В
китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным
иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие
слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами.
Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть
и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы.
Начали составляться словари.
Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы,
включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание,
но и художественную прозу, прежде всего историческую.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145 - 86 гг.
до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились
с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде.
По-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н.э.
по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором
Уди, Сыма Цянь был приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный
позднее, он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью
-завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё
замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) - сводную
историю Китая, включавшую также описание соседних народов от
древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую китайскую
историографию, но и на общее развитие литературы
В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В элегическом
жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика поэта Цюй Юаня (
340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью и глубиной. Ханьским
историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре создан труд “ История династии
Хань” и многие другие.
|