Религия
Китайская статуя даосского божества
(глазурованнаякерамика), эпоха династии Мин, XVI ст.

С самого становления империи Мин приоритетное,
господствующее положение в области идеологии и религии занимает ортодоксальное
конфуцианство в его чжусианской (неоконфуцианской) версии. Оно приобретает
характер государственного культа, который, правда, впитывает в себя
черты других традиционных для Китая религиозно-этических систем, в первую
очередь буддизма, что вполне согласуется с издавна существовавшей в
стране тенденцией к религиозному синкретизму.
Буддизм и даосизм отнюдь не были запрещены и не подвергались явным гонениям.
Правда, правительство, стремясь ограничить распространение "конкурирующих"
с конфуцианством религий, ставило им определённые ограничения: в 1373
году в каждой административной области империи было разрешено иметь
лишь по одному буддийскому и одному даосскому храму.
Христианство проникло в страну уже со времени правления династии Тан
(618-907), а во времена поздней Мин в страну впервые прибыли из Европы
иезуитские миссионеры, в частности Маттео Риччии Николя Триго. С иезуитами
соседствовали другие религиозные сообщества, к примеру, доминиканский
и францисканский ордена.
Вместе с китайским математиком, астрономом и агрономом Сюй Гуанцюем
Риччи в 1607 году перевёл с греческого на китайский язык фундаментальный
математический трактат "Начала Евклида". Китайцы отдавали
должное европейским познаниям в области астрономии, календарных наблюдений,
математики, гидравлики и географии. Многие европейские монахи выступали
в Китае скорее как учёные, чем собственно религиозные деятели, пытаясь
таким образом завоевать доверие и уважение местного населения. Но в
то же время большинство китайцев относилось к христианству достаточно
настороженно, а иногда и прямо враждебно, так как христианские традиции
шли вразрез с привычной для них религиозной практикой. Противостояние
двух религий особенно откровенно выразилось в так называемой Нанкинском
религиозном столкновении в 1616-1622, когда последователи конфуцианской
традиции временно восторжествовали над европейскими миссионерами, западная
религия и наука были признаны нижестоящими, вторичными по отношению
к Китаю, из которого они, якобы, произошли. Триумф консерваторов продолжался,
впрочем, недолго, и вновь имперская обсерватория оказалась заполненной
образованными западными миссионерами.
Наряду с христианством, в Китае существовал иудаизм, еврейская община
в Кайфыне имела собственную долгую историю; первым из европейцев об
этом узнал Риччи, познакомившись с одним из её представителей в Пекине
и узнав от него об истории его общины. Ислам проник в Китай в начале
VII столетия во времена правления династии Тан. В минское время известно
несколько выдающихся государственных деятелей-мусульман, в частности,
мусульманином был Чжэн Хэ. Во времена императора Хунъу в армии мусульманами
были несколько высших армейских офицеров, среди прочих Чан Юйцюнь, Лань
Юй, Дин Дэсин, и Му Ин.
Характерным явлением в религиозной жизни той эпохи можно считать существование
наряду с официальным государственным вероучением местных, локальных
культов, охватывавших самые широкие народные слои. Именно в этих культах
с их обширным пантеоном и специфической обрядностью в полной мере проявлялся
тот религиозный синкретизм, который был характерен для духовной культуры
китайцев ещё с древних времён.
|